Научно-исследовательская тема юридического факультета на 2011–2015 гг.

Приоритетные направления развития правовой системы общества

В современном мире наблюдается тенденция усиления взаимозависимости и взаимовлияния государств. Интеграция экономических процессов, средств информации и связи, транспортных систем, общность ресурсных источников, с одной стороны, растущий интеллектуально-информационный обмен между народами, общение людей по поводу получения и использования образований и знаний – с другой, служат объяснением этих тенденций.

Переход страны от одной политико-экономической системы к другой, разделение государственной власти, конституционное закрепление права интеллектуальной собственности и предпринимательской деятельности существенно изменили правовую систему Республики Беларусь. Это обусловило кардинальное изменение юридической науки, переосмысление и реформирование традиционных институтов, постановку вопроса о новых правовых институтах. В связи с этим возникает ряд актуальных теоретических проблем.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в совре-менный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизационных факторов, преемственность в их развитии. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах. Указанные закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регули-рования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Обновляющееся право демонстрирует большую, чем ранее, способность к целенаправленной социальной политике. Под влиянием глобализации трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизационных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного уровня социальных благ за счет государства. При этом государство сохраняет приверженность к собственному опыту и достижениям мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики.

Всем правовым системам современного мира присущ резкий рост сферы общественных отношений, требующих правового регулирования, увеличение правотворческой активности государственных органов, возрастание роли юридической формы общественных отношений, ориентация на право как на общепризнанную и самостоятельную ценность (идея правового государства). Демонстрируя более высокую (по сравнению с политическими системами и государством) степень стабильности и преемственности, современное право отличается большой приспособляемостью, гибкостью, способностью регулировать общественные отношения при разных государственных режимах.

Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Произошла своеобразная “декодификация”, проявившаяся в том, что некоторая часть положений кодекса начинает подменяться или же вытесняться текущим законодательством.

Существенные изменения произошли в самой внутренней структуре источников права. Несмотря на значительный рост законодательства, в об-щей массе правового материала увеличился удельный вес актов исполни-тельной власти. В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Особое место среди источников права заняли решения конституционных судов, что способствовало развитию права и укреплению демократических принципов политической жизни.

Одновременно наметилась тенденция тесного переплетения граждан-ско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) мето-дов правового регулирования, что привело к ослаблению различий между публичным и частным правом. Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права (атомное право, транспортное и т. д.).

Активное развитие законодательства, связанного с регулированием хозяйственной жизни, повлияло не только на усложнение национальных правовых систем, но и на усиление взаимодействия правовых систем различных государств, особенно в сфере экономического законодательства и отдельных его видов (инвестиционное, валютно-денежное, налоговое и т. д.). Эта тенденция к сближению разных правовых систем отражает объективные потребности развития мирового хозяйства, и особенно интересы транснациональных компаний (ТНК). Такие компании осуществляют свой бизнес одновременно во многих странах мира и заинтересованы в единых правовых подходах при регулировании аналогичных экономических отношений. Интеграционные процессы в экономике неизбежно влекут за собой усиление единообразия в праве разных стран, ведут к ослаблению былых различий и контрастов между континентальной и англосаксонской правовыми системами.

Одной из характерных особенностей эволюции современного права является значительное возрастание воздействия норм международного права на внутреннее право отдельных государств. Это воздействие охватывает как конституционное законодательство, так и всю правовую систему в целом. Особенно заметно в последнее десятилетие увеличение числа норм международного права, затрагивающих торговые и иные экономические отношения между различными государствами. В результате возникает своеобразное международное экономическое право. Спецификой норм международного права является то, что они в процессе трансформации реализуются в нормы внутригосударственные.

Особенно важную роль в процессе унификации и гармонизации зако-нодательства играют международные экономические и политические сооб-щества европейских государств (Общий рынок и т. п.), в рамках которых вырабатываются многосторонние договоры. Учредительные нормы международных политических и экономических сообществ нередко входят в национальное право государств-участников и без принятия соответствующих нормативных актов, в силу самой ратификации договора.

Таким образом, правовая система как социальное образование испытывает на себе в процессе функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана.

Цель научного исследования – выявить противоречия и закономерности развития правовой системы, определить теоретические и прикладные основы эффективного функционирования национальной правовой системы в контексте приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.

Задачи исследования – изучить роль прогнозирования в науке юриспруденции и его практическое значение в развитии государственной и правовой системы, направления совершенствования и оптимизации государственного управления, проанализировать роль государства в приоритетных направлениях развития страны, выявить необходимость и достаточность правового регулирования рыночных преобразований, их социальной направленности, тенденции повышения уровня жизни населения.

Результаты исследования:

- прогнозирование в науке о государстве и праве: формирование но-вых отраслей права, появление и развитие новых юридических техник (технологий) и пр.;

- установление пределов закрепления и гарантированности естествен-ных прав и обязанностей человека в позитивном законодательстве;

- выявление новых правовых возможностей человека, возникающих в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепление их государством в нормативных правовых актах;

- определение соответствия правовых явлений фактическим обще-ственным отношениям;

- анализ соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом;

- определение роли правовой системы в формировании и развитии гражданского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Различным аспектам изучаемой проблемы посвящены отдельные работы отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, данная проблематика до настоящего времени не подвергалась всестороннему исследованию. Так, Г. Еллинек, Л. Дюги, И. А. Ильин, а в наши дни — С. И. Аскназий, Ф. Хайек, В. С. Нерсесянц, Л. С. Мамут исследовали природу источников права. Е. Васьковский, К. Кавелин, А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич концентрировали свои усилия на отыскании дифференциации права на частное и публичное. Советские правоведы с централизованным государством и сильным правом связывали необходимость экономических преобразований в масштабах страны, сводили правовую систему к совокупности изданных централизованным государством юридических норм. Попытки затронуть тенденции развития правовой системы носили единичный характер (Ю. Тихомиров, М. Агарков, Ф. Кечекьян, Б. Черепахин).

Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка комплексного изучения развития правовой системы (противоречий и закономерностей), определения теоретических и прикладных основ эффективного функционирования национальной правовой системы Республики Беларусь.

Для успешного проведения научного исследования в выполнении темы принимают участие 12 кандидатов наук.